Интервью. Михаил Николаев: «Я получил хороший пример «растворения в партнерах»

Совсем недавно, ко Дню Театра, состоялась премьера спектакля «Виновник торжества» продюсеров Григория Олейникова и Константина Кулешова, поставленного по одноимённой легендарной пьесе Рацера и Константинова.

Центральная роль в этом спектакле — роль артиста Игоря. Талантливый, но мало востребованный актер-неудачник, фанатичный филателист, ловелас и неустроенный в личной жизни человек, но преданный друг. Он вызывает симпатию зрителей с первого появления на сцене. Это самая настоящая бенефисная роль, требующая от исполнителя полной самоотдачи, растворения в своем персонаже.

— Из большого количества антрепризных спектаклей, которые идут на сценах наших театров и пестрят «медийными» лицами, «Виновник торжества», для кого-то, может, и не сильно отличается. Здесь тоже много хорошо узнаваемых, известных актеров.  Однако наш спектакль отличает, прежде всего, человеческая основа. Это касается и продюсеров и драматургии, и режиссуры, и актерского ансамбля, и самой пьесы. У нас подобрался прекрасный коллектив профессионалов, очень дружный и сплоченный.

Мой персонаж — актер, причем в данный момент, переживающий черную полосу в своей жизни. Как и все актеры, он живет в постоянном движении: театр, халтуры, елки, дома отдыха, репетиции, спектакли. Но все это не приносит ему удовлетворения, потому что нет главных ролей. Только марки доставляют ему радость, да и то не всегда.

Игорь — яркий персонаж, с огромным драматическим диапазоном. Жизнь бросает его от одной крайности к другой. Он десять лет в театре — и только одна главная роль — Петруччо, которая его прославила. Он увлекается марками, но самая редкая достается его другу. Он был женат, причем трижды, но все жены ушли от него. Он талантливый актер, но из-за критических статей в свой адрес вынужден играть «козла на утреннике и Бабу Ягу на елке». Да еще слуг с сакраментальной фразой «Кушать подано»! Даже любимая прежде роль Гоголя в литературно-драматической композиции «Гоголь смеется» не вызывает удовлетворения от исполнения. Отношение Игоря к критику Елисеевой — это особая история. У него на неё вырос такой «зуб», что он постоянно, с содроганием, её вспоминает и даже цитирует. И, конечно, он не замечает того момента, когда эта злость к Елисеевой переходит в любовь.

К своему персонажу я отношусь с юмором, мне он очень нравится. Потому, что в нём очень много общего не только с актёрами вообще, но и со мной в частности.

Радует то, что у нас получился легкий для восприятия, я бы сказал «акварельный» спектакль, где бездна юмора сочетается с человечностью и трогательностью.

Хочу выразить слова благодарности своим партнерам, продюсерам Григорию Олейникову и Константину Кулешову и, конечно, нашему режиссеру, Валерию Ефремовичу Никитенко. Могу сказать, что на спектакле я получил хороший пример «растворения в партнерах». Это совершенно потрясающее ощущение!